ПМ В2В — онлайн-площадка для заказа промышленных комплектующих
Каталог товаров

Сферические роликоподшипники

Сферические роликоподшипники SKF имеют два ряда роликов, общую сферическую дорожку качения на наружном кольце и две дорожки качения на внутреннем кольце, которые расположены под углом к оси подшипника. Центр сферической поверхности качения в наружном кольце совпадает с осью подшипника. Благодаря такой конструкции сферические роликоподшипники являются самоустанавливающимися и нечувствительны к перекосам вала относительно корпуса, которые могут возникать, например, по причине деформации вала. Сферические роликоподшипники предназначены для работы в условиях тяжёлых радиальных нагрузок, а также тяжёлых осевых нагрузок в обоих направлениях.

Сортировать по:
Фильтр

Рабочие характеристики подшипника определяются не только номинальной грузоподъёмностью или частотой вращения. На них влияет и ряд других факторов. В значительной степени рабочие характеристики определяются геометрией роликов, дорожек качения и сепараторов, термической обработкой в процессе изготовления, а также качеством механической обработки всех контактных поверхностей.

К основным факторам, которые влияют на рабочие характеристики сферических роликоподшипников SKF, относятся:

  • Симметричные ролики. Профиль самоустанавливающихся симметричных роликов обеспечивает оптимальное распределение нагрузки вдоль оси ролика. Благодаря этому при любых нагрузках контактные напряжения остаются низкими, что увеличивает срок службы подшипника.
  • Допуски для роликов. Ролики для сферических роликоподшипников SKF выпускаются с очень жёсткими допусками на размеры и форму. Ролики в комплекте имеют практически одинаковые размер и форму. Это оптимизирует распределение нагрузки между роликами, что увеличивает срок службы подшипника.
  • Специальный профиль ролика. Профиль ролика определяет распределение напряжений в зоне контакта ролика и дорожки качения. Специальный профиль обеспечивает более равномерное распределение нагрузки между роликами, а также предотвращает концентрацию напряжений на торцах роликов.
  • Самоустанавливающиеся ролики и плавающее направляющее кольцо между двумя рядами роликов. Самоустанавливающиеся ролики снижают трение и тепловыделение, обусловленное силами трения. Плавающее направляющее кольцо направляет свободные ролики в зону нагружения по оптимальной траектории.
  • Сепараторы. Все сферические роликоподшипники SKF оснащаются прочными сепараторами оконного типа или гребенчатыми сепараторами.

Сферические роликоподшипники были изобретены Свеном Густавом Вингквистом — основателем компании SKF в 1907 году, и совершенствуются по сей день. Сферические роликоподшипники нашли широкое применение в современной технике и используются в механизмах, работающих в тяжелых условиях и при повышенных температурах.

Сферические роликоподшипники выпускаются в двух стандартных исполнениях — открытые и закрытые (с торцевыми уплотнениями). Каждое из этих исполнений имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, существуют комплекты сферических роликоподшипников на закрепительных и стяжных втулках.

Основные достоинства сферических роликоподшипников: способность воспринимать очень высокие нагрузки, в том числе ударные; способность к восприятию комбинированных нагрузок; работоспособность при высоких температурах (200 и более градусов Цельсия); являются самоустанавливающимися, то есть допускают несоосность (перекос до 2 градусов для открытых исполнений и до 0,5 градусов для закрытых) при монтаже и работе узла; простота и удобство в эксплуатации; сферические роликоподшипники в закрытом исполнении не требуют периодической смазки.

Сферические роликоподшипники выпускаются как с цилиндрическим (стандартное исполнение), так и с коническим исполнениями. При этом коническое отверстие имеет конусность 1:12.

Сферические роликоподшипники выпускаются с центральным отверстием от среднего до сверхбольшого типоразмеров — от 40-60 до нескольких тысяч миллиметров. Часто этот тип подшипников изготавливается по специальным заказам, для конкретного узла или машины. Сферические роликоподшипники способны работать при высоких температурах, превышающих 200 градусов Цельсия в течение длительного времени. Этому способствуют сепараторы, изготовленные латуни или стали, обладающие высокой жаропрочностью. Предел рабочей температуры зависит от типа применяемой смазки. Сферические роликоподшипники с торцевыми уплотнениями имеют более низкий диапазон рабочих температур, обычно не превышающий 120-130 градусов Цельсия.

Для нормальной работы на данный вид подшипников, как и на все подшипники качения, должна действовать постоянная минимальная нагрузка.

Сферические роликоподшипники предназначены для закрепления и ориентации валов в машинах и механизмах, тем самым являясь опорами. Этот вид роликоподшипников способен воспринимать высокие радиальные, а также двухсторонние осевые нагрузки, возникающие при вращении вала. Этому способствует как наличие двух рядов роликов, так и специальная геометрия дорожек качения.

Основные составные части конструкции сферического роликоподшипника: внешнее кольцо, сепаратор с двумя дорожками качения, внутреннее кольцо, два ряда тел качения (роликов), контактные уплотнения (у сферических роликоподшипников в закрытом исполнении), торцевые шайбы (у закрытых самоустанавливающихся шарикоподшипников).

Для монтажа сферических роликоподшипников используют закрепительные и стяжные втулки. Они позволяют монтировать подшипник на вал в тех случаях, когда высокая точность вращения не является обязательным условием.

Материалы, применяемые в конструкции сферических роликоподшипников: специальные стали с покрытием, коррозионно-стойкие стали (внешнее кольцо, внутреннее кольцо, торцевая шайба); стали мартенситного класса с большим содержанием углерода и хрома в качестве легирующей добавки (тела качения); сталь, латунь (сепаратор); маслостойкая синтетическая резина, армированная листовой сталью, каучуки (контактные уплотнения).

Для смазывания сферических шарикоподшипников применяют пластичные смазки.